Меню сайта

Единый государственный экзамен

Новости ЕГЭ


С 01 апреля 2016 года начинает функционировать сервис «Предоставление участнику ЕГЭ доступа к его результатам и работам» (далее – Сервис) на официальном информационном портале единого государственного экзамена www.ege.edu.ru. Сервис предназначен для предоставления участникам ЕГЭ доступа к информации о результатах ЕГЭ и итогового сочинения (изложения), с возможностью просмотра копий изображений бланков.  Ссылка на личный кабинет участника: http:// check.ege.edu.ru/.


Письмо Рособрнадзора № 02-339 от 29.08.2016 г.

Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2017 году

Памятка о правилах проведения ЕГЭ в 2017 г. 

Единый государственный экзамен: достоверно и объективно от 14.03.2016

Руководитель Рособрнадзора поставил цели и задачи по информационному сопровождению ЕГЭ-2016 от 14.03.2016

Интервью с заместителем главы Рособрнадзора Анзором Музаевым от 09.03.2016

Время ЕГЭ от 03.03.2016

Советский формат образования от 02.03.2016

Утверждено расписание ЕГЭ-2016 от 02.03.2016

Рособрнадзор опубликовал проекты учебных материалов для подготовки специалистов по проведению ЕГЭ от 01.30.2016

Ольга Голодец: обязательное условие честного проведения ЕГЭ – 100% охват видеонаблюдением от 26.03.2016

Революции в ЕГЭ не случится от 25.02.2016

В 2016 году резко выросло число школьников, желающих сдавать ЕГЭ по физике и биологии от 12.02.2016

Минобрнауки: ЕГЭ по русскому языку не разделят на базовый и профильный от 28.01.2016

Значительных изменений в ЕГЭ в ближайшие 3 года вносить не будем — Ливанов от 27.01.2016

Обновлен тренировочный сервис с заданиями ЕГЭ по иностранным языкам от 27.01.2016

ТАСС – "Экзамен со стажем: закону о ЕГЭ исполняется 10 лет"

Единый государственный экзамен (ЕГЭ), аббревиатура которого уже давно является привычной для нашего уха, стал основной формой сдачи выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах ровно 10 лет назад – именно в этот день в 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о введении ЕГЭ в России. Документ положил начало настоящей революции в системе образования, потому что серьезным образом повлиял не только на процесс обучения в школах, но и на поступление в вузы, в том числе отменив льготы для медалистов.
 
Есть ли у ЕГЭ "отец"?
 
"Идея ЕГЭ родилась в нашей дискуссии с Владимиром Филипповым (нынешний ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии, экс-министр образования (1998-2004) – прим. ТАСС) и Ярославом Кузьминовым (ректор НИУ "Высшая школа экономики")", – сказал ТАСС научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки (1996-2004), экс-руководитель Рособрнадзора (2004-2008) Виктор Болотов.
 
"Идея принадлежит всему нашему образовательному сообществу, – несколько не соглашается с ним Владимир Филиппов. – В явном же виде она была впервые высказана на Съезде работников образования в Кремле в начале января 2000 года".
По словам ректора РУДН, идея создания ЕГЭ исходила из зала на пять тысяч человек. "Они ее озвучили, а реализаторами стали я, как министр, мой первый заместитель Виктор Болотов, Ярослав Кузьминов, и, конечно же, Андрей Фурсенко (помощник президента РФ, министр образования и науки в 2004-2012 годах – прим. ТАСС), при котором уже был подписан сам закон о ЕГЭ", – отметил в беседе с корреспондентом ТАСС Филиппов.
 
Для чего понадобился госэкзамен
 
"Во-первых, нужен был объективный механизм оценки качества выпускников школы, потому что до ЕГЭ в школе, как правило, тот же учитель, который учил, и выставлял оценку на экзаменах, то есть фактически самому себе, поэтому двойки были крайне редки", – поделился Филиппов. Во-вторых, была проблема, связанная с вузами, которые предъявляли разные требования к абитуриентам на одни и те же специальности, а иногда и превосходили уровень школьной программы, сказал ректор.

"Еще одна проблема заключалась в том, что для жителей Сибири и Дальнего Востока, например, в силу расстояния и денежных затрат, было сложно так просто взять и приехать в другой город, чтобы подать документы в вуз. Особенно учитывая тот факт, что при каждом из них существовали свои платные подготовительные курсы, выпускникам которых всегда было гораздо легче поступить", – считает Филиппов.
ИНТЕРВЬЮ
 
Если в советское время в московские вузы поступало примерно 65% иногородних, или две трети от общего числа студентов, и только одна треть москвичей, то к моменту начала апробации ЕГЭ в 2001 году все было наоборот – поступало две трети выпускников Москвы и Московской области и только одна треть иногородних, приводит данные экс-министр.

"Как будто бы МГУ, Бауманка, МГИМО создавались и строились для москвичей", – отметил Филиппов. С введением ЕГЭ, по его словам, картина существенно изменилась, и доля иногородних выпускников, поступающих в московские вузы, сегодня снова приблизилась к той советской пропорции – примерно 60% иногородних и 40% москвичей. "Это говорит о доступности высшего образования сегодня", – подчеркнул ректор.
 
Почему ЕГЭ в России получил холодный прием
 
Эксперимент ЕГЭ длился семь лет (начался в 2001 году и ежегодно охватывал около 1 млн школьников) – ровно столько занял процесс апробации, когда регионы выбирали предметы для сдачи, а вузы выбирали предметы, которые они будут засчитывать в качестве экзаменов.
 
"Подготовка к ЕГЭ и его введение встречали большое сопротивление в стране", – вспоминает Филиппов. Чтобы понять причины, по его мнению, нужно взглянуть на категории самих "несогласных".
 
"Хочу сразу подчеркнуть, что было много прогрессивных людей, которые понимали накопившиеся проблемы и изначально выступали за введение ЕГЭ. С другой стороны, была большая доля тех, кто был против", – отметил ректор РУДН. Он уточнил, что речь идет об учителях, которые раньше сами ставили оценки, а теперь были вынуждены "дрожать в ожидании, как их учеников оценят посторонние люди"; были противниками единых госэкзаменов и директора школ, которые раньше влияли на то, кому дать медаль, тогда как с приходом ЕГЭ она вообще перестала играть роль при поступлении.
 
"Естественно, после появления ЕГЭ, появилась возможность сравнить, а почему одно и то же ЕГЭ в одной школе дети сдают лучше, в другой – хуже. Раньше это было сделать нельзя, а сейчас появился механизм оценки качества работы школ, что пугало директоров, и поэтому они были против этой системы", – подчеркнул Филиппов.
 
Противниками ЕГЭ были и преподаватели вузов, потому что раньше они могли заниматься репетиторством и готовить детей конкретно в свой вуз. Так, преподаватель МГИМО натаскивал на экзамен по математике в МГИМО, а профессор Бауманки на математику в Бауманке. С внедрением ЕГЭ они лишились возможности заработка, потому что требования в вузы уравнялись, стало отличаться только необходимое количество баллов. "В свою очередь, ректоры были против, потому что при помощи своих вступительных экзаменов сами решали, кого принять, кого нет", – подчеркнул Филиппов.
 
Формирование механизма ЕГЭ
 
Свой современный вид ЕГЭ принял уже при Андрее Фурсенко, который сменил Владимира Филиппова на посту главы Минобрнауки в 2004 году. "Конечно, и родители, и абитуриенты, и преподаватели школ и вузов были обеспокоены, что вся система, к которой все в той или иной степени приспособились, может развалиться, станет чем-то другим, что все изменения, как у нас принято считать, будут только к худшему", – сказал ТАСС Фурсенко.
 
По его словам, одной из главных побед стало то, что на закон о ЕГЭ удалось получить визу ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, таким образом министр смог получить ощутимую поддержку среди ректорского сообщества. "И в результате закон пошел, и пошел с визой Садовничего, и все последующие изменения, которые принимались, всегда согласовывались с ректорским корпусом", – поделился Фурсенко.
 
Он добавил, что трудности, связанные с переходом на ЕГЭ, возникали все время. "Обсуждали… сколько должно быть обязательных предметов для сдачи ЕГЭ на итоговой аттестации школьников, вступительных экзаменов при поступлении в вузы, как учитывать результаты победителей и призеров различных олимпиад. В результате была поддержана принятая модель ЕГЭ", – отметил экс-министр.
 
Он напомнил, что обязательным для всех ЕГЭ стал с 2009 года. "И в этом переходном периоде чуть ли не каждый месяц ставился вопрос, что этот закон отменят. Вносились законопроекты об отмене, то от "Справедливой России", то от КПРФ. И тогда я с несвойственной мне категоричностью сказал: "Закон отменен не будет, перестаньте дергать детей и их родителей, они должны понять, что они будут сдавать ЕГЭ, пусть они к этому готовятся, и ничего страшного в этом нет", – вспоминает Фурсенко.
 
Спор о тестах
 
Сейчас все чаще звучит мнение, что от ЕГЭ в его первоначальном виде почти ничего не осталось. Так из экзаменационных вариантов по всем предметам, кроме иностранного языка, исчезла тестовая часть. По русскому языку, наоборот, для выпускников вводится устная часть, чтобы продемонстрировать уровень владения речью, а не только знания на бумаге.
 
"Я всегда считал, что первоначальная тестовая система не является неотъемлемой частью ЕГЭ. Важны основополагающие моменты: первое – система отделила тех, кто учил, от тех, кто оценивает знания, второе – она едина для всех и дает равные шансы всем ребятам, независимо от того, где они живут и в какой школе учились. Важно также, что появилась конкуренция среди вузов за студента, а не только студентов за вуз", – считает Фурсенко.
 
По мнению же Болотова, отказ от тестовой части – не самое правильное решение. "Сейчас уже можно не скрывать, что вопросы с выбором ответа были для слабых выпускников, чтобы они могли получить свой аттестат и не пойти на улицу без документов об образовании. А что происходит сейчас, если говорить откровенно: убирают вопрос с выбором ответа и все время понижают планку выполнения заданий – сколько заданий нужно выполнить, чтобы получить аттестат", – сказал Болотов.
 
Из положительных моментов он отметил возросшее доверие к ЕГЭ у населения России за последние пять лет и связал это с работой Рособрнадзора.
 
"Любая система не может жить без изменений, тем более такая, которой является ЕГЭ", – сказал ТАСС Филиппов. Он подтвердил, что изначально часть "А" (тестовая) экзаменационных вариантов давала возможность проверить минимальный уровень знаний и заработать "тройку" тем, кто не знает предмет. 

"Сейчас, когда школа понимает уровень ЕГЭ, и как к нему готовить, практически во всех дисциплинах тестовая часть уже исчезла. Хотя это и не означает, что это совсем правильно – во многих западных странах тестовая часть есть, это нормальное явление", – указал Филиппов.
 
Он подчеркнул, что решение о введении ЕГЭ принималось максимально аккуратно и взвешенно, с учетом мнения общественности и профессиональных сообществ. "В масштабах нашей страны за многие столетия у нас никогда не было столь длительного эксперимента до непосредственного проведения реформы. И, наверное, не зря, что спустя 10 лет после выхода документа вы пишете этот материал, значит, система все же прошла проверку временем", – заключил ректор РУДН.

РИА Новости – "Глава Рособрнадзора вместе с тремя тысячами родителей написал ЕГЭ"

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов вместе с известными родителями – музыкантом Сергеем Мазаевым и телеведущим Александром Масляковым-младшим – принял участие в акции "Единый день сдачи ЕГЭ родителями", написав экзамен по русскому языку.
 
Как пояснили в пресс-службе Рособрнадзора, пробная сдача ЕГЭ организована с целью повышения информированности родителей выпускников об особенностях экзаменационных процедур. 
 
"В этой акции участвуют более 50 субъектов Российской Федерации. Общее количество родителей – более трех тысяч", — сказал журналистам Кравцов. 
 
Он также обратился к родителям выпускников с просьбой спокойно относиться к процедуре ЕГЭ и настраивать своих детей на спокойную сдачу экзамена, напомнив, что в 2017 году тестовая часть останется только в ЕГЭ по иностранным языкам. 
 
"Мне вообще очень нравится сдавать экзамены. Я думаю, что это отличное развлечение. И вот эта паника из "курятника", она никакого отношения к экзамену не имеет. Это настроение недоразвитых каких-то бабусек. Поэтому я предлагаю его отбросить полностью", — сказал лидер "Морального кодекса" Мазаев.
 
По его словам, большую сложность в экзамене составляло понимание самого вопроса в задании, рассчитанного, в том числе, на внимательность. 
 
С ним согласился и ведущий премьер-лиги КВН Масляков-младший. 
 
"У меня много времени ушло на то, чтоб понять, что написано в задании, осознать и понять, что требуется", — сказал ведущий. 
 
Ежегодный единый государственный экзамен сдают более 750 тысяч участников в России и за рубежом. Экзамены проводятся по 14 общеобразовательным предметам. Обязательными для получения аттестата об окончании школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике.

Рособрнадзор помог регионам совершенствовать техническое обеспечение ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в январе 2016 года провела конкурсный отбор региональных программ развития образования. Победителям конкурса, которыми стали 29 регионов, были выделены субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО 2016-2020), направленных на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества. Общий объем средств субсидий составил 291 миллион рублей. 

Победители конкурсного отбора могли направить средства на реализацию следующих мероприятий: 

 
  • развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования, в том числе материально-техническое оснащение регионального центра обработки информации и пунктов проведения экзамена; 
  • информационно-методическое сопровождение проведения национально-региональных оценочных процедур, в том числе разработку методических материалов и формирование внутрирегионального анализа оценки качества общего образования, организацию обучающих семинаров по внедрению новых технологий;
  • создание региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа оценки качества общего образования; 
  • повышение квалификации специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий по развитию национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования и создание национальных механизмов оценки качества. 
В результате использования выделенных средств, в субъектах Российской Федерации в 2016 году было приобретено более 2000 автоматических рабочих мест, около 9000 принтеров и более 1500 тысяч сканеров, необходимых для технического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации школьников. 

Также за счет средств субсидий были разработаны 162 программы повышения квалификации, обучение по которым прошли 9 745 человек. По данным программа повышения квалификации было проведено 296 обучающих мероприятий. 

Такая практика будет продолжена в 2017 году. Рособрнадзор выделит регионам субсидии на совершенствование ЕГЭ и других экзаменов в общем объеме 540 миллионов рублей.

Рособрнадзор максимально расширит практику сканирования материалов ЕГЭ в экзаменационных пунктах

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки во время проведения единого государственного экзамена в 2016 году намерена расширить применение новой технологии – перевода бланков участников ЕГЭ в электронный вид непосредственно в пунктах проведения экзамена (ППЭ) путем сканирования экзаменационных материалов. 

По новой технологии выполненные работы выпускников сканируются сразу после завершения экзамена в ППЭ и передаются в зашифрованном виде для обработки в региональный центр обработки информации. 

"Мы рассчитываем, что сканирование экзаменационных материалов непосредственно в пунктах проведения позволит обеспечить оперативную их передачу, и, что немаловажно, минимизировать возможность доступа к ним злоумышленников", – считает руководитель ведомства Сергей Кравцов. 

Рособрнадзор уже провел апробации новой технологии в 41 субъекте РФ. Кроме того, 29 сентября 2015 года с применением данный технологии был проведен экзамен по русскому языку в 15 субъектах. 

В 2015 году сканирование экзаменационных материалов использовалось в штатном режиме практически в каждом третьем пункте проведения экзаменов, а в ближайшие три года планируется максимальное увеличение таких ППЭ.